Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ, посещающих ДОУ.
(Из опыта работы)

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ, целью которой является получение дошкольного образования, присмотра и ухода, обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе психологической, социальной, для успешной их интеграции в общество.

Дошкольное учреждение – это первый несемейный социальный институт, с которым вступают во взаимодействие родители детей с ОВЗ. Именно в дошкольном учреждении начинается их педагогическое просвещение. Работа с родителями (семьями детей с ОВЗ) – одно из важнейших направлений деятельности нашего дошкольного учреждения. Совместная работа должна проводиться в сотрудничестве и взаимодействии. Взаимодействие ДОУ и семьи базируется в «общении на равных», где никому не принадлежит привилегия оценивать, контролировать, указывать. Способ организации совместной деятельности осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон – родителей – детского сада.

В МБДОУ №11 система взаимодействия с семьями детей с ОВЗ состоит из следующих этапов:

  1. Этап знакомства. Презентация дошкольного учреждения, знакомство с семьями воспитанников с ОВЗ, опытом семейного воспитания.
  2. Диагностический этап. Проводится анкетирование семей, даются опросники.
  3. Аналитический этап. На этом этапе проводится анализ полученной информации, выявлением проблемы воспитания и развития ребенка, выбираются приемлемые способы и средства помощи, коррекции.
  4. Организационно – методический этап, который включает в себя следующие направления:
  • Теоретическое – психолого – педагогического просвещения родителей;
  • Практическое – закрепление умения применять на практике полученную теоретическую информацию.

В практике работы нашего дошкольного учреждения используются наиболее эффективные формы работы с родителями:

  1. Наглядные. Оформление стендов ДОУ, групповых помещений необходимой информацией для родителей. Специалистами и педагогами ДОУ разработаны буклеты, памятки, папки-передвижки.
  2. Информационные. Беседы, консультации (ознакомительные, информационные, индивидуальные и рекомендательные)
  3. Познавательные. Родительские собрания, семинары - практикумы, круглые столы, открытые занятия с участием родителей.

На базе МБДОУ №11 функционирует консультативный пункт «Детство», который позволяет родителям обмениваться опытом воспитания ребенка в семье, получать консультацию по интересующим вопросам, приводить ребенка для проведения коррекционных занятий.

  1. Досуговые. Совместные детские праздники, развлечения «Мама, папа, я – дружная семья», выставки работ детского творчества.

На базе ДОУ создан Психолого – Медико – Педагогический консилиум. На заседание ПМПк приглашаем родителей, подключаем их к совместному обсуждению проблем ребенка, находим пути решения проблемы путем проведения коррекционных занятий, вырабатываем тактику и стратегию совместной работы, повышаем уровень педагогических знаний, умений, навыков родителей.

Таким образом, выбранные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ, посещающих наш детский сад, способствуют укреплению позиции семьи, как полноправного участника образовательного процесса и реализации основной или адаптированной образовательной программы. Благодаря такому подходу к организации работы с родителями, появился интерес родителей к работе детского сада, формируется компетентность родителей в психолого – педагогических и правовых вопросах, формируется адекватная самооценка, активная родительская позиция, и что очень важно - заметен результат работы, отмечается положительная динамика обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Арустамова О.С.

воспитатель