Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.
Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.

В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Эффективные занятия духовно-нравственного воспитания дошкольников должны включать научность и каноничность, многоуровневость, наглядность, активность, систематичность и последовательность, практичность и ответственность.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.
Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
познание и прививание православной культуры и традиций;
раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств.

В состав программы воспитания должны входить различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т.д.), дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения. При использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать ребенка на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании. В состав программы духовно-нравственного воспитания дошкольников должны входить следующие виды деятельности: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики); познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых); творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями); совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).