«Система работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в дошкольном учреждении»
в рамках
открытой недели образования детей с ОВЗ
«Особый ребёнок: опыт помощи»
из опыта работы


Действующее законодательство позволяет организовать обучение и
воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в
дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся
коррекционными. Обязательным является соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья, выбирать образовательные
учреждения, защищать законные права и интересы детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны
находиться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание
и обучение, без сомнения, нужно начинать в дошкольном возрасте.
Для успешной организации детей с ограниченными возможностями
здоровья в среду здоровых сверстников, необходимо соблюдать
следующие условия:
● нормативно-правовое обеспечение;
● создание развивающей предметно-пространственной среды;
● программно - методическое обеспечение;
● кадровое обеспечение;
● психолого – педагогическое сопровождение;
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется в соответствии со специальными
(коррекционными программами) с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня
психофизического развития.
В нашей группе воспитываются несколько детей с
ограниченными возможностями здоровья, для них составлена
индивидуальная программа развития.
Для успеха образовательной интеграции большое значение
имеет создание развивающей предметно-пространственной среды,
помогающей коррекции отклонений у детей с ограниченными
возможностями здоровья. Одним из важных условий обеспечения
удовлетворения специальных потребностей детей является высокий
уровень профессиональной компетентности педагогов. Конечно,
помощь детям с овз должны оказывать и узкие специалисты:
педагоги-психологи, логопеды. В нашем дошкольном учреждении эта
работа спланирована и ведется в системе.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с овз надо
знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком.
В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в детском образовательном учреждении работникам нужно
знать следующие положения коррекционной работы:
Включать в занятия всех детей группы, разрабатывая для
каждого индивидуальную развивающую программу.
При оценке динамики продвижения ребенка с овз сравнивать
его не с другими детьми, а с самим собой на предыдущем уровне
развития. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности,
психологической безопасности, корректно и гуманно оценивать
динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на
основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти
положительные стороны его личности и развития, на которые можно
опереться в педагогической работе.
Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую
коррекционную программу для ребенка совместно с родителями. При
разработке такой программы опираться на общие закономерности
возрастного развития как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к обучению
и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья:
● Создавать специальные условия для обеспечения
мотивационной стороны деятельности:
● Осуществлять коммуникативную направленность обучения;
● Строго индивидуализировать обучение;
● Всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды
деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликацию и др.
● Создавать условия для активного участия родителей в
воспитании и обучении детей
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления
коррекционной работы в сфере жизненной компетенции для всех
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможных
ограничениях.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее
временно-пространственной организации
5. Осмысление своего социального окружения и освоение
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных
ролей.
Результатом работы будут, если у ребенка сформированы умения:
● адекватно оценивать свои силы и возможности;
● пользоваться личными адаптивными средствами;
● умение обратиться за помощью взрослого в случае
необходимости;
● включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в
них посильное участие;
● положительная динамика в подготовке и проведении
праздников;
● развитие у ребенка наблюдательности, любознательности,
способности замечать новое, включаться в совместную с
взрослыми исследовательскую деятельность.
Процесс обучения детей с овз следует сделать трехступенчатым:
вначале ребенку объясняют, что он должен сделать, затем при
необходимости оказать ему помощь, создать ситуацию успеха и
поощрить ребенка за выполненное задание.
Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны,
следует предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их
более разнообразными, чередовать виды деятельности:
● Начинать и заканчивать серию заданий ситуацией успеха;
● Сочетать новые, более трудные задания с уже известными, более
легкими.
● Важно сохранять в семье и детском саду единство и
согласованность всех требований к ребенку с овз, потому что
разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей.
Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными
возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не
спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше
двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким
ступенькам. Доступным для детей с овз любое образовательное
учреждение делают педагоги, способные реализовать особые
образовательные потребности детей данной категории. Это создание
атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не
таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на
обычное детство.
Использованная литература:
1.Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации
по организации инклюзивного образовательного процесса в
детском саду/ Москва. Центр «Школьная книга»,2010
2. Основы специальной психологии/Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2003
3. Психокоррекция и развивающая работа с детьми / под ред. И.В.
Дубровиной. М., 1998
4. Модели организации воспитания и обучения детей с ОВЗ /Н.В.
Микляева, Е.В. Досугова /библиотека воспитателя, ТЦ «Сфера». М.,
2012