Рисуем вместе!



Ни для кого не секрет, что для детей незаменимы такие творческие занятия как рисование, аппликация, лепка. Сложно переоценить положительное влияние рисования на ребенка. Это не просто развлечение, игра, умение изобразить окружающий мир. Кроме того, рисование гармонично развивает личностные характеристики и умственные способности ребенка. Не умея выразить свои эмоции словами, малыш прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами. Психологи считают, что с помощью изображения предметов можно понять внутренний мир ребенка, избавиться от страхов и тревожных мыслей. Учиться рисованию можно в любом возрасте, главное, чтобы было желание. Занятия рисованием вместе с ребенком подарит ему море удовольствия, сблизит вас, поможет вместе радоваться достижениям

Способ рисования делится по возрасту детей. В раннем детстве малыш подражает взрослым и пытается использовать карандаш и бумагу, изучает функции и свойства карандаша или фломастера, рисует каракули. Любимый сюжет самых маленьких - это спираль. Ему нравится тот след, который оставляет этот предмет на бумаге. Когда малыш получает результат, появляется мотивация к дальнейшему творчеству.

 Примерно в 2-3 года ребенок связывает свои движения с окружающим миром. Он создает линии, формы. Движения становятся более координированными. Развивается образное мышление. Создаются предпосылки воображения и фантазии. С 3 лет уже развивается воображение и ребенок учится оперировать с форами и предметами. В 4-5 лет ребенок уже пытается предвидеть, спланировать в голове последствия своей деятельности. В 6-7 лет дети активно фантазируют. Пытаются изобразить ситуацию, передать содержание. Закладывается творчество. В 7-10 лет происходит кульминация творческого потенциала, который или уходит или находит профессиональное продолжение. Родители должны помогать обогащать опыт рисования у ребенка новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. В каждой семье просмотр телевизионных детских передач — любимое занятие для малышей. Они с интересом смотрят различные мультфильмы, передачи. Дети 2-3 лет быстро запоминают персонажей и с нетерпением ждут с ними встречи, родителям надо понять, что не стоит ограничиваться просмотром телевизора, а стоит развивать на основе увиденного детское воображение путем реализации в творчестве. Родителям необходимо бережно относиться к первым рисункам, чтобы ребенок увидел это отношение. Самое главное - это не отбить желание ребенка рисовать. Как обычно бывает, ребенок подходит и говорит:

- Мама, ну давай порисуем!

  В ответ:

- Подожди, сейчас некогда, да ты испачкаешься, давай потом…

Это отбивает желание малыша рисовать, если не в первый раз, то во второй и третий точно. Ребенок не умеет планировать, и может быть, в то время, когда вы будете свободны, и сядете с ним рисовать, желания у него уже не будет и удовольствия от рисования тоже. По идее ребенок не должен подходить и просить – мама можно порисовать, достань мне бумагу, краски карандаши. А как правильно? Ребенок захотел рисовать, сел, и рисует, вот как должно быть. Все принадлежности для творчества должны лежать так, чтобы в любое время ребенок без посторонней помощи мог взять их, и сесть рисовать. Лучше если бы у ребенка был свой стол для занятий, с хорошо освещенным местом, свет должен падать с левой стороны (если ребенок левша, то с  правой). Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел за столом.

В тех семьях, где воспитываются дети разного возраста целесообразно проводить занятия по рисованию, в организации которых активную помощь оказывают старшие дети. Например, в каждой семье идет подготовка к Новогоднему празднику. Дети сами мастерят игрушки, развешивают их. Повесив на елку какое-либо украшение, игрушку, поделку, надо дать возможность малышу полюбоваться, порадоваться результатам своего труда. Совместные действия взрослых и детей имеют большое воспитательное значение. Наиболее интенсивно фантазия развивается у детей от 2 до 10 лет. Это то, время, когда необходимо уделить ребенку максимум внимания и сил. А воображение и фантазия - важнейшая составляющая жизни ребенка и его развития.

Увлекательным материалом для развития рисования у детей в условиях семьи могут служить альбомы для раскрашивания. В них есть не только картинки, но и советы, как учить детей рисовать. Родители должны помочь детям в процессе раскрашивания, нужно внимательно рассмотреть с ребенком каждую картинку, в некоторых альбомах под каждой картинкой есть текст, прочитать его малышу. Не сразу получится ровное и аккуратное закрашивание картинки. Взрослому надо следить, чтобы малыш не выходил за пределы контура. При закрашивании можно менять на направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискось.

Если вы рисуете вместе с малышом, то попытайтесь работать на его уровне.  Он рисует треугольники, вы квадраты, а то ребенок расстроится, пока он просто ставил точки, вы уже нарисовали шедевр, это занизит его самооценку, и не какие разговоры о том, что, мама просто уже большая, не помогут. Но повторяю, эти правила, для совместной работы. Если вы рисуете сами по себе, то покажите ему свои способности, ребенок должен знать, что умеет его мама.  Можно рисовать на камушках, деревяшках, на всем, что не жалко. Экспериментируйте с материалом, основой, инструментами для рисования. Это все идет только на пользу формирующемуся сознанию. Рисуйте мелками на асфальте. Между прочим, это одно из любимых занятий маленьких детей. Родители также могут предложить ребенку рисовать палочкой на земле, на снегу.

 

Обсуждаем шедевр ребенка. Попросите сначала, малыша самому рассказать про свой рисунок, никогда не ругайте его, но и не нахваливайте без повода. Пусть на рисунке, совсем ничего не понятно, ведь дети рисуют символически, и каждый свой рисунок проживают. Для них это не рисунок, а событие, которое происходит сейчас, в то время пока он создает рисунок. Обычно дети очень расстраиваются, когда родители не отгадывают то, что он нарисовал, поэтому лучше сначала спросить его комментарии, или сказать - я тут вижу круг желтого цвета, расскажи мне про него. А если бегемот ребенка совсем на него не похож, то всегда можно найти, за что похвалить, и что прокомментировать. Примеры: Твой бегемот розового цвета, он, наверное, очень добрый и веселый. Какая добрая улыбка у солнышка, даже мне теплее стало! Старайтесь хвалить без конкретики, избегайте общих фраз, типа – молодец, как красиво. Рассмотрите детали, и прокомментируйте их. А ругать ребенка за его работу нельзя ни в коем случае, это табу!

Собирайте рисунки ребенка, устраивайте выставки, все это вдохновляет ребенка, повышает его самооценку. Можно собирать рисунки в отдельные папки по темам, а темы придумать не сложно: зима, лето, герои мультфильмов, домашние животные, моя семья, транспорт. Очень помогает ребенку, если и вы нарисуете картинки, по той же теме, что и ребенок. Ребенок рисует танк, мама самолет, ребенок рисует рыбку, мама аквариум.

Когда в 4-5 лет ребенок начнет нервничать, что его рисунки не такие, как у Тани или Вани, что он не сможет нарисовать так, как на образце, самое время рассказать ему, что у каждого свой стиль. И если бы все рисовали одинаково, то было бы неинтересно, разные рисунки, тем и интересны, что в них отражается мир, таким, каким ты его видишь сам.

Удачи Вам и вашему ребенку! Рисуйте от души и для хорошего настроения!