Ссылка к рабочим программам образовательных дисциплин:

 http://mbdou11maykop.ru/index.php/ofitsialnaya-informatsiya/obrazovanie/77-rabochie-programmy-obrazovatelnykh-distsiplin

 


Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.


 

Речевое развитие

В дошкольном возрасте (3–7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи.

Становление речи означает, что ребенок:

- правильно произносит все звуки родного языка;

- владеет значительным словарным запасом;

- освоил основы грамматического строя речи;

- владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок:

- постигает звуковое и слоговое строение слова;

- знакомится с ударением;

- с синонимами и антонимами;

- со словесным составом предложения и пр.

В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога).

Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом).

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети.

Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.

Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

 

Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребенка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.

Цели речевого развития:

- в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;

- в дошкольном возрасте (3 – 7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);

- в дошкольном возрасте (4 – 7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).

Задачи развития речи детей

Тематический блок «Развитие речи»

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

- развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Тематический блок «Приобщение к художественной литературе»

- воспитание интереса и любви к чтению;

- развитие литературной речи;

- воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.


Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели и задачи

Формирование элементарных математических представлений

- формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

- развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);

- развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

- развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основные цели и задачи

- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;

- воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;

- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;

- развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

- удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству

- развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства;

- приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;

- воспитание умения понимать содержание произведений искусства;

- формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность

- развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;

- совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде;

- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства;

- воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность

- приобщение к конструированию;

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкально-художественная деятельность

- приобщение к музыкальному искусству;

- формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;

- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;

- развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;

- формирование песенного, музыкального вкуса;

- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;

- развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей;

- удовлетворение потребности в самовыражении.

 Физическое развитие
 

Физическое развитие включает:

- приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в т. ч. связанной:

с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.